Истоки учения Каббалы
Страница 1 из 1
Истоки учения Каббалы
Начало Каббалы восходит ко временам гностицизма и неоплатонизма, расцвет же её совпадает с эпохой расцвета христианской мистики в Европе (XIII-й и следующие века). Еврейская мистика является такой же реакцией против законнического формализма и рационализма раввинских школ, как христианская – против схоластики и официальной ортодоксии. Ученые талмудисты, занимавшиеся практическими вопросами права и нравственности на основании Писания, нередко пытались еще проникнуть в сущность вещей, угадать тайну существа Бога, происхождения и переживания души. Располагая для решения этих вопросов только поэтическими рассказами Библии о мироздании (Бытие, гл. I) и о «колеснице» Божией (Иезекииль, гл. I), они углублялись в истолкование этих мест и, воспринимая теософские идеи Востока и александрийских школ, доходили до соблазнительных в религиозном смысле выводов. Раввины запрещали заниматься вопросами о том, «что наверху и что внизу, что было и что будет», а также публично объяснять главы о мироздании и о колеснице.
Предшественники Каббалы – еврейские мистические учения, передававшиеся тайно, полунамеками – нашли многочисленные отражения в разных местах апокрифической и талмудической литературы, у еврейско-александрийских философов и, наконец, в специально каббалистических произведениях, самый значительный образчик которых носит название «Книга Творения» и составлен не позже первой половины IX в. Неизвестный автор этой книги (каббалисты обыкновенно приписывают ее Аврааму) развивает в кратких и темных словах учение о таинственной связи, существующей между числами первого десятка и 22 буквами еврейского алфавита, с одной стороны, и миром, с другой. Другие каббалистические произведения той же эпохи, сохранившиеся частично или известные только по заглавиям, занимаются вопросами о строении Божества, о небесных палатах, об именах ангелов и способах пользоваться ими против болезней, врагов и сил природы. В этих произведениях уже намечено учение позднейшей Каббалы с её главными идеями и терминологией.
До XIII в. каббалистическая литература, в которой принимало участие много ученых и поэтов испанского периода еврейской литературы, обогащается еще новыми элементами, заимствованными из греко-арабской философии, а также ислама и христианства, и развивается в трех направлениях: метафизическом, этическом и магическом. В XIII веке появляется библия каббалистов – «Зогар» («Зоар» – «Сияние»), большое сочинение, содержащее множество нагроможденных без системы каббалистических учений. «Зогар» написан на арамейском языке и имеет вид комментария на Пятикнижие Моисеево. Он обнародован странствующим еврейским ученым Моисеем (Моше) де Леоном (ум. в 1305 г. в Испании), который приписал авторство его известному талмудисту II в. по Р. X. Симону, сыну Иохая. Но содержание Зогара, хотя обнаруживает и более древние части, все же не древнее XII века. Зогар быстро приобрел всеобщее признание, и отдельные места его введены даже в еврейский молитвослов. Это объясняется характером его каббалистического учения, жизнерадостным, поднимающим человека на необыкновенную высоту, делая его центром вселенной, имеющим власть влиять и на Божество. Зогар придает особенно большое значение молитве, как общению с Божеством, возносящему человека над всем земным, мелочным, и требует полного сосредоточения молящегося на мысли о Боге.
Моисей (Моше) де Леон, предполагаемый автор каббалистической книги «Зогар». Бюст в Гвадалахаре (Испания)
Появление Зогара составило эпоху в истории Каббалы: каббалисты XIV и XV вв. повторяют на разные лады мысли Зогара, и Каббала достигает большой популярности. Успех Каббалы в XV в. в значительной мере объясняется бедственным положением испанских евреев, завершившимся изгнанием их из Испании в конце XV века. Много содействовала популяризации учения Каббалы мистическая проповедь палестинского ученого Исаака Лурии (1533 – 1572), привлекшего большое число учеников и приверженцев благодаря пропаганде последователя его Виталя (1543 – 1620). Учения Лурии оказали большое влияние на развитие религиозных обрядностей еврейства. Заинтересовался Каббалой и христианский мир, с одной стороны, в силу общего стремления эпохи к мистике, а с другой – для подтверждения истинности христианской догматики «древней» еврейской мудростью. Главными христианскими каббалистами являются Пико делла Мирандола (1463 – 94) и Рейхлин (1455 – 1522), специально для Каббалы изучавший еврейский язык. Вскоре после первого печатного издания «Зогара» (Мантуя, 1558) христианские ученые стали переводить отдельные части его на латинский язык, а в 1677 г. вышел перевод значительной части его («Kabbala Denudata», бар. Розенрота). Интерес к учению Каббалы в христианских кругах с этого времени уже не прекращался, и еще доселе ею горячо интересуются в кругах любителей оккультизма. В еврейских кругах особенное распространение получила Каббала в XVII веке в Польше, что и здесь, как в свое время в Испании, объясняется бедственным положением евреев (Хмельничина). Возникшее в XVIII веке движение хасидизма в значительной мере зиждется на Каббале.
Предшественники Каббалы – еврейские мистические учения, передававшиеся тайно, полунамеками – нашли многочисленные отражения в разных местах апокрифической и талмудической литературы, у еврейско-александрийских философов и, наконец, в специально каббалистических произведениях, самый значительный образчик которых носит название «Книга Творения» и составлен не позже первой половины IX в. Неизвестный автор этой книги (каббалисты обыкновенно приписывают ее Аврааму) развивает в кратких и темных словах учение о таинственной связи, существующей между числами первого десятка и 22 буквами еврейского алфавита, с одной стороны, и миром, с другой. Другие каббалистические произведения той же эпохи, сохранившиеся частично или известные только по заглавиям, занимаются вопросами о строении Божества, о небесных палатах, об именах ангелов и способах пользоваться ими против болезней, врагов и сил природы. В этих произведениях уже намечено учение позднейшей Каббалы с её главными идеями и терминологией.
До XIII в. каббалистическая литература, в которой принимало участие много ученых и поэтов испанского периода еврейской литературы, обогащается еще новыми элементами, заимствованными из греко-арабской философии, а также ислама и христианства, и развивается в трех направлениях: метафизическом, этическом и магическом. В XIII веке появляется библия каббалистов – «Зогар» («Зоар» – «Сияние»), большое сочинение, содержащее множество нагроможденных без системы каббалистических учений. «Зогар» написан на арамейском языке и имеет вид комментария на Пятикнижие Моисеево. Он обнародован странствующим еврейским ученым Моисеем (Моше) де Леоном (ум. в 1305 г. в Испании), который приписал авторство его известному талмудисту II в. по Р. X. Симону, сыну Иохая. Но содержание Зогара, хотя обнаруживает и более древние части, все же не древнее XII века. Зогар быстро приобрел всеобщее признание, и отдельные места его введены даже в еврейский молитвослов. Это объясняется характером его каббалистического учения, жизнерадостным, поднимающим человека на необыкновенную высоту, делая его центром вселенной, имеющим власть влиять и на Божество. Зогар придает особенно большое значение молитве, как общению с Божеством, возносящему человека над всем земным, мелочным, и требует полного сосредоточения молящегося на мысли о Боге.
Моисей (Моше) де Леон, предполагаемый автор каббалистической книги «Зогар». Бюст в Гвадалахаре (Испания)
Появление Зогара составило эпоху в истории Каббалы: каббалисты XIV и XV вв. повторяют на разные лады мысли Зогара, и Каббала достигает большой популярности. Успех Каббалы в XV в. в значительной мере объясняется бедственным положением испанских евреев, завершившимся изгнанием их из Испании в конце XV века. Много содействовала популяризации учения Каббалы мистическая проповедь палестинского ученого Исаака Лурии (1533 – 1572), привлекшего большое число учеников и приверженцев благодаря пропаганде последователя его Виталя (1543 – 1620). Учения Лурии оказали большое влияние на развитие религиозных обрядностей еврейства. Заинтересовался Каббалой и христианский мир, с одной стороны, в силу общего стремления эпохи к мистике, а с другой – для подтверждения истинности христианской догматики «древней» еврейской мудростью. Главными христианскими каббалистами являются Пико делла Мирандола (1463 – 94) и Рейхлин (1455 – 1522), специально для Каббалы изучавший еврейский язык. Вскоре после первого печатного издания «Зогара» (Мантуя, 1558) христианские ученые стали переводить отдельные части его на латинский язык, а в 1677 г. вышел перевод значительной части его («Kabbala Denudata», бар. Розенрота). Интерес к учению Каббалы в христианских кругах с этого времени уже не прекращался, и еще доселе ею горячо интересуются в кругах любителей оккультизма. В еврейских кругах особенное распространение получила Каббала в XVII веке в Польше, что и здесь, как в свое время в Испании, объясняется бедственным положением евреев (Хмельничина). Возникшее в XVIII веке движение хасидизма в значительной мере зиждется на Каббале.
Руслана- Сообщения : 770
Дата регистрации : 2015-09-16
Откуда : россия большая
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сб Сен 03, 2016 8:52 pm автор Admin
» Сонники и толкование сновидений
Сб Сен 03, 2016 8:15 pm автор Admin
» Что такое яснослышание,его развитие
Пн Окт 26, 2015 12:16 pm автор Admin
» Что такое яснознание?
Пн Окт 26, 2015 12:11 pm автор Admin
» Как развить ясновидение
Пн Окт 26, 2015 12:00 pm автор Admin
» Как открыть дар ясновидения
Пн Окт 26, 2015 11:53 am автор Admin
» Что такое – ясновидение
Пн Окт 26, 2015 11:43 am автор Admin
» События в домах гороскопа
Сб Окт 24, 2015 11:08 pm автор Admin
» Дома и Планеты
Сб Окт 24, 2015 11:02 pm автор Admin